Выдающиеся карикатуристы советской эпохи
КУКРЫНИКСЫ

Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось еще в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В Московский Вхутемас художники съехались из разных концов. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоем в стенгазете Вхутемаса как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, еще живя в Рыбинске,ставил на своих рисунках подпись Никс. С 1924 года присоединился Соколов, и в этой же стенгазете работали уже втроем как Кукрыниксы. (Кукрыниксы. Втроем., М., 1975, с. 208)

В группе происходил поиск нового единого стиля, используя мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—1946), М. Горького (1933, 1948—1949), И. Ильфа и Е. Петрова («Золотой Телёнок»), а также живописные картины («Старые хозяева», 1936—1937; «Конец», 1947—1948).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом фо
рмате "Литературной газеты" (отдел юмора "Клуб 12 стульев"[1]).
Псевдоним Кукрыниксы составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

От себя хочется добавить, что иллюстрации по роману Ильфа и Петрова " Двенадцать стульев "- это "высший пилотаж" карикатурной книжной графики. Персонажы романа нарисованы с такой убедительностью ,что понимаешь каким талантом обладали эти выдающиеся мастера.Шаржи на известных людей того времени заслуживают высших похвал.Сейчас таких мастеров нет и вряд ли появится в ближайшее время в родных пенатах.

 

текст взят на просторах Интернета
в раздел статей
на главную