О ЖАНРАХ И СТИЛЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ И ШАРЖА 20-30 ГОДОВ ВО ФРАНЦИИ
по книге В.М.Полевого "Двадцать лет французской графики"
Политический шарж в газетной французской графике занимает особое положение. Шарж, как жанр художественной публицистики, отнюдь не прост и не однороден. В своей основе это-портретная карикатура, в которой могут преобладать либо карикатурное, либо просто портретное начало, либо дружеский юмор, либо изобличительная сатира. Для газеты шарж необходим по нескольким причинам. В одном случае шарж является своего рода удостоверением популярности шаржируемого, в других случаях шарж нужен чтобы обличить и осудить шаржируемого. Как видно, далеко не всегда, юмор является принадлежностью шаржа. В нем звучат презрение, возмущение, гнев. Во всех случаях шарж строится на уловлении и заострении характерного. И это характерное, воплощенное и зафиксированное в рисунке, объединяет характер изображаемого человека с характером отношения к нему художника. Шарж в прессе несет в себе оценку, которую дают тому или иному лицу газета или журнал, сверхличное суждение о нем, которое художник разделяет и преломляет через свой индивидуальный взгляд. В большой своей части газетный шарж предстовляет собой нечто вроде персонифицированной хроники текущей политической жизни. Обозрение такого среднетипического шаржа не представляет особого интереса. В исторической перспективе этот калейдоскоп физиономий,мелькающих на старых газетных страницах, мало любопытен. Но безусловный интерес вызывают изображения тех лиц, с деятельностью которых связаны крупные явления в истории. В таких шаржах сосредотачивается политическая оценка событий и процессов. Здесь искусство шаржиста способно подняться до больших образных обобщений и образовать наглядную политисторию. Таковы, например изображения Гитлера, которыев 30-е годы( в газетах"L'humanite"',"Monde","Figaro" и тд...) выстраиваются в ряд, демонстрирующий развитие отношения к этой зловещей фигуре, или эволюция портретов-шаржей Даладье от периода Народного фронта ко времени Мюнхена и кануна Второй мировой войны. Очевидно, что такое искусство отличается от среднетипического шаржа, просто фиксирующего тот или иной персонаж или же видящего в нем объект для создания забавного рисунка. С 20-ых годов ведущими шаржистами Франции были Гасье, Дюксери, Каброль. Особое место здесь занимает Рауль Каброль, в руках которого политический шарж приобрел политическую принципиальность, четкость оценки, бескомпромиссность суждения. Столь же ясной и завершенной была манера рисунка Каброля, сочетаюжая сильную замкнутую линию контура с объемным построением формы. Этого стиля художник придерживался и в своих портретных работах и в многочисленных карикатурах, над которыми он особенно много работал в 30-е годы. Каброль печатает острые рисунки, запечетлевающие человека в рост и, стало быть, характеризующие его не только через выражение лица, но и через позу, через манеру держаться. В большинстве же своих шаржей Каброль сосредотачивает внимание на лицах своих героев.
в раздел статей
на главную